?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

После моей предыдущей записи про 5 советов от стресса у меня произошло не меньше десятка её обсуждений. Тронуло))
И вот, во время одной беседы, разговор зашел о дауншифтинге. Можно ли свалить из бизнеса на время, чтобы переждать сложное времена где-нибудь на теплом берегу? А тем более, столько подобных историй про западных бизнесменов и всё вроде там привлекательно.)
А еще я вспомнил, например, как мой друг, крупный волгоградский бизнесмен несколько лет назад сказал, что через пару лет уйдет в дауншифтинг на пол-года-год, вырубит связь и уйдет в кругосветку. И таких примеров в общем-то среди бизнесменов хватает. Иногда еще планируется продажа бизнеса, но чаще все-таки его самостоятельное функционирование.
Продажа бизнеса – отдельная, очень туманная тема. Постоянно обсуждаемая даже в лучшие времена. В начале двухтысячных я сопровождал довольно много медийных сделок, в основном – куплю-продажу региональных телекомпаний,  в чем-то разбираюсь, но абсолютным специалистом себя не считаю. Я знаком, конечно, с несколькими методиками оценки, большинство которых строится из расчета экономики бизнеса в показателях типа EBITDA. Но в нынешние времена эти методики пасуют…

Я решил поразмышлять, от чего зависит вообще теоретическая возможность хотя бы на время  заняться эскапизмом (еще один термин))).


На мой  взгляд, большинство бизнесов можно структурировать по типу ресурсов, на которых этот бизнес строится.

  1. Личностный ресурс. Как правило, это все консалтинговые и тренинговые бизнесы, посреднические услуги, малоэтажное строительство, нематериальные услуги и т.п. Сюда же можно отнести и бизнесы, построенные «на знакомстве» с чиновником и связанные с получением бюджетных денег и коррупцией. Еще на личном ресурсе может работать  общепит – как в случае с Новиковым, например. Обычно, это все-таки малый и средний бизнес, построенный непосредственно на активности и репутации владельца. Можно ли его покинуть на время без ущерба? Ответ очевиден. Есть конечно, вариант удаленного управления бизнесом (из бассена или шезлонга), но ведь это уже не полноценный отдых, правда?

  2. Структурный ресурс. Эти бизнесы уже по определению несколько крупнее предыдущих. Это могут банки, страховые компании, различные агентства – от рекламных до риэлторских, транспортные и логистические компании. Суть понятна. Инструментом для извлечения выручки является структура, построенная на отработанной бизнес-модели. Можно ли на время ее покинуть? Думаю, да. Обычно, такие типы бизнесов нуждаются во внимании в моменты развития, наладки, перехода на другую модель или форму. В отработанный же период, вполне возможна автономная от владельца работа. Все зависит от степени налаженности и адаптивности системы к несущественно  меняющимся рыночным условиям и обстоятельствам. Я знаю довольно много примеров (не у нас), где подобные бизнесы существуют при штрих-пунктирном присутствии владеца/цев. А из российских примеров можно вспомнить самые консервативные бизнесы, чьи владельцы могут себе позволить жить вдали от Родины – это, как вариант, банки. Может поэтому, в свое время, в банковский бизнес ломанулся и Фрэнк Каупервуд? ))

  3. Природный ресурс. Или другими словами, некий актив, имеющий капитализацию, зависящую не от инструмента извлечения выручки, а от потенциала рынка. Бывают ограниченные природные ресурсы. Например, нефтяной и газовый бизнес, радиостанции и мобильная связь (частотный ресурс). К неограниченным природным ресурсам можно отнести землю, недвижимость, коммуникации (реки-дороги-каналы-тоннели) и все, что связано с монопольной эксплуатацией. Можно ли их оставить на время без угроз потери? Да легко! Тут даже особенной отладки не требуется. Лишь бы работало. Качает себе вышка и качает, текущее обслуживание и ремонт. Лепота. Продажа таких ресурсов в нормальные времена особых затруднений не вызывает.

  4. Товарный ресурс. С одной стороны, это кажется разновидностью неограниченного природного ресурса, но в то же время, эти бизнесы очень зависят не только от потенциала, но главное – от конкурентных условий на рынке. По сути – это постоянно изменяющиеся условия, требующие постоянного внимания. Здесь виды бизнеса можно перечислять до бесконечности – это и автомобильный бизнес, и фармацевтика, и ритейл, почти вся торговля товарами народного потребления – плюс услуги от welness до дизайна всего чего только можно. Грусть этого типа бизнесов – в постоянной борьбе за рынок, за покупателя. Неудачная модель автомобиля может угробить идеальных продавцов в автоцентре, и неумелый отдел продаж  - уничтожить репутацию шикарного бренда. Покидать бизнес в таких условиях чревато понятно чем.

Конечно, большинство бизнесов имеют смешанную ресурсную схему. Но всегда можно определить – на чем формируется основная выручка. Это и есть и точка принятия вашего решения - поваляться на солнышке пол-годика)

 

Profile

4erepahin
Вячеслав Черепахин
Медиагруппа ПРЕМИЯ

Latest Month

January 2018
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by chasethestars