?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Радио в цифровой среде

Intro
Вчера в Москве была конференция, которую организовала Российская Академия Радио – «Радио в цифровой среде». Это первая конфа, где обсуждались проблемы и задачи цифровизации именно радиоотрасли. Пригласил меня Михаил Эйдельман, за что я и поблагодарил его!

Ну что рассказать? Было очень интересно и познавательно! Узнал много полезного, общался с англичанами, которые довольно неплохо продвинулись в этой теме. Nick Piggot из бристольского Global Radio пригласил меня в гости перенимать опыт. Посмотрим.
Мыслей, конечно, много...


Дмитрий Осин, Андрей Воронцов, Олег Иванов, я.

So,

Начну с общих впечатлений. Главным страхом всех радийщиков перед цифровизацией является страх потерять сетевой продукт, ретранслируемый большинством радиостанций.

Вторым страхом вещателей является страх перед инвестициями. Тут я могу встать рядом и погрустить совместно. Но, при этом, я точно помню, что изучал математику. И, следовательно, смогу, когда наступит пора, самостоятельно просчитать обоснованность инвестиций. Выгодно – сделаю, нет – не сделаю. Все просто. Математика.

Но, думается, что опасения строятся на нынешних затратах, а они несомненно будут снижаться вслед за развитием отрасли производящей цифровое оборудование, как  приемного, так и производящего и передающего. Так что, надо ждать, во что всё выльется. Помнится, в 1995 году покупка радиопередатчика казалась немыслимой инвестицией, а сейчас это самая стандартная позиция в смете на запуск нового радио…

Ну и третьим страхом является – что мы(маленькие) сможем такого особенного придумать? Поэтому федералы (те, у кого много ресурсов и денег) – нас обойдут и опять-таки бросят… При этом, маленькие – это почти все, кто не РТРС.

И поэтому, на основе всех этих страхов, ОпАсЕнИй и БЕСПОКОЙСТВ, лозунгом радийщиков является - «Цифровизация обойдет радио стороной». Не могу сказать, что сегодня готов опровергнуть его. Но и подтвердить его довольно сложно. Я вижу своей целью рассуждать, а не доказывать себе что-то.

А теперь о том, что было на конфе.

Для начала, выступил руководитель РТРС Андрей Романченко и рассказал, какие они молодцы. И вот тут он отметил одну очень важную деталь о стандарте DRM, принятый в России, по-моему, весной прошлого года. Этот стандарт определяет цифровое вещание в ныне использующемся диапазоне. Вообще-то, это - не новость, но она очень легла на последующее выступление Мэтта Дигана (Matt Deegan). Конечно, я не буду пересказывать все речи. Но, в это речи было главное для меня - о многоплатформенности радио будущего. Суть – каждая из технологий (fm, интернет, цифровой эфирное вещание) – всего лишь элемент одной, общей коммуникации - между слушателем и вещателем, имеющие как сильные, так и слабые стороны. И то, как это реализовано в GB, показывает вектор, по которому и мы можем пойти.

Здесь немного про результаты цифрового вещания и визуализация станций в радиоплеере.

Продискутировали в кулуарах мы только на одну тему, которая может быть важна для наших реалий. Я слышал много мнений, что будущее есть только у интернет-вещания (через платформу интернет). При том, что для обеспечения одного и того же качества звучания для интернета требуется поток в 4!!! раза шире чем, например в DRM.  Ну да ладно бы только это… Опыт показал, что сегодняшние технологии мобильного интернета не могут обеспечить беспрерывного качественного прослушивания, при том, что существенно дороже и с точки зрения оплаты трафика,   и с точки зрения оборудования для прослушивания. Мне это показалось существенным выводом. Конечно, можно сказать, что интернет-технологии развиваются. Но ведь и вещательная цифра на месте не стоит… И поглядите на слайд – 3,2% потребляют радио в интернете, 17,2% - в цифровом вещании. Показатель?

Мне лично выступление Мэтта показалось очень доходчивым с точки зрения вещателя. Я увидел, какие от меня потребуются стратегические решения, какие управленческие и т.д. Ничего сверхъестественного.

Небольшое отступление.

Общались в кулуарах с Андреем Воронцовым – он частично подтвердил мои мысли, интересно сказав, что не те становятся успешными, кто придумал, а те, кто внимательно  посмотрел, изучил – и правильно использовал. Почти та же русская поговорка про чужой и свой опыт… Так давайте смотреть!

Очень интересно выступал легендарный ведущий станции «1010WINS» Lee Harris. Он вообще – чувак правильный! Только стеснительный по-моему…

Он продемонстрировал программные (контентные) подходы, которые могут быть реализованные с началом цифрового вещания. Да и вообще его было безумно интересно слушать и наблюдать. Он еще потом рассказывал про то, как он работает с MotionMixx, это такая гениальная прога для музыкальных подложек! А смотреть на работу профика всегда так приятно!

Немного отвлекусь на это, чтобы показать небольшое видео, которое, может, даст представление, как это работает. Правда, перевода там не слышно, так как он был в «ушах», но какое-то представление получить можно.

Гениальная история! Это даже не «завтра» у регионалов, а, боюсь, «послезавтра». Хотя по деньгам доступно! Всего сколько-то там тысяч евро… Посмотрел сейчас этот ролик и понял, что там и десятой части возможностей не показано и непонятно, а жаль…

Давайте к «цифре» вернемся! Полезно было выступление Ника Piggot, который рассказал и показал как они(Global Radio) реализуют цифровые технологии. Опять же - ничего сверхъестественного! Думаю, большинству региональных станций – это по-плечу!

Главное, надо понимать, каким образом твоя целевая аудитория предпочитает получать твой продукт и какой продукт ею востребован. Но, согласитесь, это то, что мы и сегодня должны делать!

Я пропущу рассказ про медиаизмерения в цифровой среде.

К сожалению, и сегодня многие регионалы не вполне понимают, как возникают и формируются медиаизмерения. На мой взгляд, зря. Это беда и регионалов и измерителей. Но это не сегодняшняя тема. Отмечу только один момент. Цифра дает возможность проводить медиаизмерения в постоянном режиме с большей точностью и вариативностью. Так вот, там, где уже реализовано цифровое вещание, медиаизмерения не показали сколь-нибудь значимых расхождений с существующими медиаизмерениями аналоговых станций. Лидеры остаются лидерами и т.д.

Занимательное было выступление у представителя концерна BMW об их видении развития «цифры» и как технологии и как, собственно, автомобильных устройств.

Понятно, почему они автомобильные лидеры. Понимают, что для автомобилиста радио – важнейшая функция автомобиля. Чаще, даже важней, чем характеристики двигателя. Поэтому - думают, предлагают, уже что-то выпускают. Видите – они анализируют и всю отрасль радио и автомобильную составляющую. Мне было интересно и как автомобилисту, и как радийщику. Там в каждой строчке – кладезь для размышлений. Я уже себе пометок наделал… Не поленитесь – поразмышляйте хотя бы над третьим слайдом…

Ну и, самое главное, началось после обеда на круглом столе по «цифровому контенту».

Очень интересно было слушать Михаила, когда он рассказывал про разработки и исследования «цифры». Он побывал весной на цифровой конференции в Копенгагене и делился самыми интересными вещами.  Как будет изменяться восприятие с появлением новых возможностей? Что это такое – новая среда? Как делать радио и что оно есть(будет)? Как это исследовать?

А потом гости делились своим, уже сделанным.

По-моему, мне удалось вызвать некоторое замешательство и несогласованность среди выступающих, когда задал один, весьма важный вопрос:           
              - В будущем, цифровая среда позволит радио визуализировать контент. Можете ли вы сказать тогда, чем ПРИНЦИПИАЛЬНО будет отличаться радио от телевидения?
Конечно, я услышал какие-то ответы. Тот же Ник Piggot мне продемонстрировал на своём телефоне, как это реализовано в Англии. Но вот четких границ так никто не смог обозначить. Кроме того, что и на конфе, и после многие «гости из будущего» высказались за то, чтобы радио оставалась радио, а не телевизором. Ага…

 Какие выводы? Начну с трех постулатов, которые я увидел и определил для себя. Правда, оговорюсь – не только по результатам этой конференции. Я, все-таки, за темой слежу и материалы на эту тему почитываю…

Постулат первый – он же ответ на первый страх региональных вещателей - «нас бросят». Опыт англичан показывает (или уже показал), что слушатели (а я их буду так традиционно называть) предпочитаю получать локализованный контент. Это то, что мы привыкли и умеем делать – новости региона, погода и т.д. Но! Ясно, этот набор будет существенно расширяться. Конечно, никакой, даже самый мощный федеральный вещатель не будет способен обеспечить вещание во всех регионах с местной локализацией. Вот тут то им и понадобятся местные станции. А вот сможем ли мы предложить слушателю что-то своё – покажет время.

Постулат второй. Радио – это не передатчик и «сетевой» договор в придачу. Раньше можно было спокойно, однажды организовав, сидеть и пожинать… Технологии подразумевают большую конкурентную среду из-за проникновения сторонних инвестиций и появления новых конкурентов. Это и будет. Но. У тех, кто сегодня владеет хотя бы одной станцией, уже есть бенефит в виде одной существующей платформы – Fm. Остается создавать и развивать остальные платформы – DRM, интернет… У тех, кто придет следом – этого нет… Хотя могут купить.

И, постулат третий. Появление новых технологий будет усложнять как сам радиопродукт, так и всю радио-отрасль в целом. Это приведет к расширению и размыванию рынка. Зарабатывать деньги будет сложнее. Возникнет такая же проблема, как и у интернет-ресурсов -  монетизация аудитории. Это надо понимать.

Что делать?

Вообще-то, ответ есть. Что-что? Учитесь продавать! На конфе я познакомился с некоторыми коммерческими возможностями будущей «цифры». Честно – мне понравилось.

Outro

Я знаю, что многие мои коллеги, все-таки рассчитывают на то, с чего я начал – «проедет мимо». Или даже пусть не проедет, но мы все равно будем вещать как раньше.

Возможно это? Возможно! Но только надо понимать, что спустя какое-то время аналоговое эфирное вещание потеряет столько своих слушателей, что перестанет быть коммерчески оправданным. Надо нам это?

Мне – нет.

Догадались – о чем эта картинка? :-)

Comments

( 9 comments — Leave a comment )
4erepahin
Sep. 25th, 2011 09:52 am (UTC)
"Цифра"
Ну, типа, верной дорогой идете (или думаете пойти), товарищ!
И сколько еще, по-твоему, времени до полного засилья цифры на радио?
4erepahin
Sep. 25th, 2011 09:53 am (UTC)
Re: "Цифра"
Эх, вот это вопрос... В Англии уже 12 лет цифровое вещание - и слушают - проценты (меньше половины - в Лондоне). Я думаю, у нас первые цифровые передатчики появятся через 3-5 лет, массово - лет семь... При этом, понимая, что техническое развитие идет быстро, уже через лет десять аналоговый fm может остаться только, как одна из платформ. Возможно, единственная на негородских территориях.
Но! Возможно, буржуи найдут какую-то иную концепцию. И тогда мы по-новой будем искать свой путь...
phtrv
Sep. 26th, 2011 07:56 am (UTC)
цифра
Нужен ли козе баян? или про простые вещи :)

Хотя не правильно исходя из своего отношения пытаться проводить аналитику, я рискну все же порисовать наше будущее...
В нашей жизни стало слишком много избыточных гаджетов. Фотоаппараты со встроенным телефоном (пардон, наоборот, сотовый с 12мп камерой), винчестер с монитором (упс, это же ноутбук с полутерабайтным хранилищем), трехдюймовый телевизор (А! Это медиаплеер с тиви по вайфаю! Кстати, а где realHD & dolbi?! Непорядок!) и так далее.
Зачем все это?! Я хочу сесть в машину и просто нажать одну кнопку. И отвлечься под любимый контент в дороге. Кстати, если мне захочется послушать музыку дома, я не поставлю диск "Хиты 80х". У меня его просто нет! А в машине очень здорово попса, русский рок, какие-то современные кислотные вещи... При езде наши предпочтения могут вызвать шок у эстетов!
Согласен, прогресс будет идти дальше. Уже есть понимание, что устройство типа медиацентра + быстрый интернет открывает нам целый мир ентетеймента. Только вот что людям придется больше по душе радиоТиВи или телевизионное радио? Или, все-таки, видео - это видио, а аудио - это аудио? Пардон, за рулем я должен смотреть на дорогу! Значит водителю остается только звук. А пассажир либо присоединяется, либо пусть в наушниках хоть в игрушки играет! Только с таким попутчиком не поговорить, не пообсуждать трек... Может ему пешком пройтись?! :)
Кстати, когда ты в авто один, очень клево послушать рассказчика. Севу Новгородцева. Можно узнать много нового и интересного! И здесь, мне кажется, трещащий звук некачества только придаст душевности... Так что зачем мне гигабит в секунду?
Радио в интернете уже навалом и давно. Зайдите в айтюнс! Там названия станций вам уже не всегда помогут... будете кликать по жанрам... та еще душевность (снова это слово!)!
Может исходя из этого "парк" фм-магнитол спустя сного лет в порядок превышает ДАБ и иже с ними??
Иногда нам нужны ПРОСТЫЕ ВЕЩИ! Телефон, книга, пластинка...
4erepahin
Sep. 26th, 2011 08:07 am (UTC)
Re: цифра
"Я хочу сесть в машину и просто нажать одну кнопку..."
Ну так Fm-то останется! Так же как остались пластинки для живых еще ветеранов рок-н-ролла... :-)
На конфе шло сквозной нитью, что всё, что сейчас разрабатывается - для поколения "айпода". Но, думаю, и мы через 5-10 лет станем этим поколением...
phtrv
Sep. 26th, 2011 08:48 am (UTC)
И, все-таки, вопрос, как юзеру найти свое в бездне интернета? Как соотносятся "количество" (избыточнось) и "качество" (выбор слушателя)? Когда в эфире 5 фм-станций вещают хиты 80-х, человек может прикипеть к одной из них. А когда их пятьсот? Остановится на первых паре букв алфавита и в настройках памяти оставит первые пять нечетных?!
Что там гуру по этому поводу размышляли? Наверняка вопрос звучал! Тут ведь не только (ну или не настолько) вопрос поколений.
4erepahin
Sep. 26th, 2011 09:11 am (UTC)
как выбрать свою станцию
ну это, пожалуй, самое важное! И не только в цифре. СОгласись - выбрать из 50-ти в Москве и из 500-от в будущем - одинаково сложно.
Но если говорить про нормальные города - с 10-20 станциями, в основном сетевыми, то на мой взгляд большое значение будет иметь "локализация" контента. Сегодня это в основном погода, новости, поздравлялки и интервью. А музыка - она и есть музыка. Как её локализуешь? Где-то года два назад, мы посчитали, какова доля локальных программ в общем эфире волгоградских станций? Выяснилась прикольная вещь - что так называемые местные станции делают меньше локального контента, чем сетевые :-)
КАк довести эту локализацию до народа? Вот в чем вопрос...
Еще на выбор слушателя будет влиять бренд(его сила) станции. ММы же все хотим быть с лидерами и слушать их. Мало кто захочет слушать станцию из последней десятки...
Ну и самое главное - формат. Насколько он будет соответствовать желанию послушать
4erepahin
Sep. 26th, 2011 09:38 am (UTC)
бездна интернета
А как найти в бездне интернета? Это вообще не тема цифровизации! Интернет будет одной из трех основных платформ для дистрибуции радио, причем, самой дорогой!
А те станции, которые будут ТОЛЬКО в интернете - то кто их будет слушать и как? Вот в чем вопрос... Те же фирмачи подтверждают то, о чем наши технари говорят - стоимость доставки сигнала через мобильные протоколы интернета - дорого! Да и техническое качество неудовлетворительно...
phtrv
Sep. 26th, 2011 02:13 pm (UTC)
Если честно, по поводу скорости и цены мобильного интернета у меня есть такое мнение. По скорости - мы заложники стремительного развития технологий. Не успевают развернуть платформу, как она уже устарела. А ценник - это ЗАГОВОР!
Ну с 50-ю станциями хомо сапиенс еще разберется, а на 500 все-таки терпения не хватит! Будут интернет-радио башлять поисковикам за место под солнцем!
Так что фм - навеки вечные! И это будет хорошо!
4erepahin
Sep. 28th, 2011 09:06 am (UTC)
мнение Юрия Костина, президента ВКПМ
Вот ещё, действительно интересно:

" ....Радио как способ доставки контента постепенно становится относительным понятием, так как его можно слушать с помощью различных платформ.

— То есть радиовещатели осознали, что цифровизация не грозит традиционным способам доставки сигнала?

— К примеру, американские радиовещатели в некотором смысле успокоились и поняли, что цифровое вещание не несет явной угрозы аналоговому вещанию, которое еще очень долго будет превалировать в США над всеми другими видами прослушивания радио. И это при том, что американское радиовещание является инновационным с точки зрения развития цифрового вещания! То есть радио становится номинальным понятием, оно не отражает технические способы доставки сигнала. Радио должно быть везде. Оно должно оставаться и в аналоге, и в цифре, и в Интернете, и в телефоне. И еще есть резерв для развития — увеличение времени прослушивания радио и, может быть, доли радио в рекламных расходах — это мобильные устройства с функцией FM-приемника. В любом случае, даже если мы не будем думать о будущем и упреждать вызовы технологической революции, радиовещание не скоро настигнет судьба пейджеров, а всех нас — судьба трубочистов. Радио — это уникальное медиа, потому что требует минимум усилий со стороны слушателя и привносит в процесс эмоциональную составляющую. Интернет, при всем моем уважении к нему, я считаю явлением искусственным и имеющим свой предел возможностей, а как средство развлечения — требующим большей концентрации внимания, чем, например, радио..."
( 9 comments — Leave a comment )

Profile

4erepahin
Вячеслав Черепахин
Медиагруппа ПРЕМИЯ

Latest Month

April 2018
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by chasethestars