?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Что плохого в кризисе?

Пару дней назад я поделился мыслями - что в кризисе хорошего. За что однажды был даже обвинен в политике страуса)) Странно, ведь я довольно четко описал многие угрозы этого кризиса. Ну да ладно...
Сегодня же поразмышляю о том, почему считаю этот кризис самым жестким за последние 20 лет.
Я ничего не буду писать про бытовую сторону кризиса, про падение платежеспособности, про сокращения и увольнения. Ничего не буду писать и про причины, без меня полно специалистов на эту тему.

Я хочу написать о проблемах с точки зрения представителя МСБ. Мы ведь - медиа, работаем почти со всем сегментом малого  среднего бизнеса. Я очень много общаюсь с бизнесменами и стараюсь вникнуть в суть бизнеса и системы.

Увы, но эта вторая волна кризиса 2009 года будет круче. Просто потому, что кризис не только экономический, но и системный. А большинство бизнесов решало его только экономическими способами.И главная проблема - экономика МСБ все-таки вторична от общей экономической ситуации.

Что я жду плохого?

1. Количество бизнесов будет падать. Прежде всего, за счет естественного закрытия старых бизнесов и отсутствия новых. Это как с демографией. Можно быть богатой страной, но если дети не рождаются - страна вымрет. Так и с бизнесом.
Конечно, кризис - время возможностей и прочее бла-бла. Но - лишь для единиц. Для большинства же - это время экономии и сокращений. Для стартапов же, возможности вообще минимальны, если есть.
В итоге, в условиях отсутствия конкуренции снизу, более крепкий бизнес будет скорее укрупняться, консолидироваться, таким образом, еще более отсекая возможности для появления новых успешных бизнесов. Федеральные сети будут еще больше выдавливать из своих ниш небольшие местные компании. Особенно, в области FMCG и стройматериалов.

И всё это не здорово. Не здорово, как для самих бизнесов, так и для конечных покупателей. Уменьшение продуктовой матрицы и сопутствующий росто цен будет происходить не только за счет эмбарго на продукты питания и прочих мудрых решений, но и за счет сокращения субъектов рынка.

Откровенно говоря, нашей компании жаловаться грех. Немножко похвастаюсь. )  Буквально на днях, мы закрыли крупную медиасделку и в результате, наша медиагруппа ПРЕМИЯ приросла группой волгоградских изданий "Комсомольская Правда", включая радио и on-line ресурс. Кризис позволил нам развиваться, существенно увеличив свои медийные возможность и экономическую защищенность.
Хотя мы понимаем, что в следующем году будет очень непросто...

2. Я жду ухудшения качества товаров и услуг. Это первое, на чем начинает экономить МСБ. Ну, или второе. Первое - маркетинг. В то время, когда рынок уменьшается, конкуренция соответственно, растет, многие мои коллеги принимают "умное" решение сократить свое продвижение на рынке, отдавая мяч своим конкурентам... Меня это всегда глубоко удивляет, писал об этом, но сейчас не о том речь.
Хороший сервис - это всегда результат комплекса "маркетинг+обучение+технологии+план развития". Согласитесь, не каждый имеет этот комплекс даже в тучные годы. В кризис еще меньше.

3. Уменьшается возможность системных и технологических улучшений бизнеса. Конечно, с одной стороны, кризис - прекрасная для этого мотивация. Но, реально, всякий улучшайзинг требует ресурсов и их запасов. А с этим сложно. А без системных изменений будущего у большинства бизнесов нет. Вспомните, например, где сейчас те подвальчики с продуктами "на вечер"? Где те автосервисы с "дядей Васей", где "тысячи мелочей" в "вороньих слободках"?

Нет, они еще остались где-то на окраинах. Но для их владельцев, чаще всего, это уже не бизнес, а место работы, и то не самой высокооплачиваемой... И - слава Богу, пусть живут!

В свою очередь, отсутствие системного развития не позволяет увеличивать производительность труда и маржинальность. А значит, выход из экономического кризиса у конкретного бизнеса будет зависеть только от общей экономической ситуации. И то, если только коллеги по рынку тоже будут сидеть на заднице пассивничать. Но это же нереально! В каждом троллейбусе есть парочка активных.)

На прошедшей неделе общался больше часа с очень опытным бизнесменом, с 25-летним стажем. Искренне считает, что его бизнес процветает! Искренне! Нет, я конечно, тоже считаю, что унывать нельзя. Но, если ваш бизнес с рыночной доли в 50% в 1999 году снизился до 0,5% в 2014 - вряд ли это можно считать образцом для гордости,  разве не так?

...Ну и наконец, о мотивации самих бизнесменов.  Постоянная борьба с обстоятельствами, увы, не способствует развитию и склонности к экспериментам. Взрослые люди вообще не склонны к изменениям. Уже сейчас, бывая на бизнес-тусах, я вижу бизнесменов, в основном, 45-60 лет. Т.е., стартовавших в 90-х и удержавшихся до сих пор. Из поколения "нулевых" - единицы. Т.е., большинство бизнес-сообщества подходит к тому, чтобы начать готовиться к "пенсии". И это бы - шанс для молодых, но их нет...

Увы, но многолетняя политика государства, сделавшего главным человеком в стране Чиновника, а предпринимателя переведя в низшую касту "для дойки" - привела к отсутствию у молодежи желания жить своим трудом. Но это уже не совсем про сегодняшний кризис, а скорее, частично про его причины, а об этом я говорить не хочу...

И в заключение, прогноз.
В этой статье я написал слово кризис 13 раз. Вон оно как... Хотелось бы, чтоб это были последниее 13 раз)) Но реально, я не вижу, почему общая экономика должна начать выправляться раньше, чем в конце 2016-начале 2017 гг. И тогда то - не факт, а уж раньше - точно нет.
И значит, кто хочет жить лучше, чем сейчас (во многих значениях) есть смысл подумать - что ты еще не сделал из того, что мог бы?

Profile

4erepahin
Вячеслав Черепахин
Медиагруппа ПРЕМИЯ

Latest Month

July 2018
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by chasethestars