?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Россия-2050?

Большинство детей 12+ проводят сейчас свободное время вконтактике. И я лично слабо представляю, как убедить их добровольно почитать хоть что-то из мировой литературы. В лучшем случае - кино. И хорошо, если Лолита или Белоснежка, а не Зловещие мертвецы с прочими зомбаками.Но, наши дети - ладно. Они живут в обществе, где еще есть мы - бывшее самое читающее поколение в мире. Мы пока сохраняем культурный код, менталитет и прочие составляющие нации. А вот что будет, с нашими внуками? Ведь наши дети ничего не передадут им ни в культурном, ни в ценностном виде! Как они будут жить? Какими они будут? Откуда будут браться мотивация, гордость, любовь, сострадание, уважение?


Может показаться - что это вечная история про нытьё старших о младших - они такие-сякие "не хотят", "не знают"; и т.д.

Отнюдь. Нынешняя ситуация уникальна. Почему?

Во-первых, если проследить по цепочке поколений, то первые затруднения возникли в конце XIX века. Ранее, при грамотности населения в 10-12% (в основном среди высших сословий), основной ценностью в передачи культурного кода была религия . Фактически, чтобы стать нормальным членом социума достаточно было освоить полтора десятка религиозных догм (контентов). С конца же XIX века в России началось резкое социальное развитие, связанное с научно-техническим прогрессом, развитием социальных институтов, даже печати и т.д. И связь для передачи культуры между поколениями стала ослабевать.
После 1917 года, каждое последующее поколение советских людей (энтузиасты 20-х, победители 40-х, шестидесятники, детибрежнева) жило практически в одной культурно-ценностной среде. Функцию формирования и передачи ценностей несла госпропаганда.
Дальше, уже сложнее. "Дети перестройки" еще несли в себе культуру СССР, а вот уже следующее поколение - те самые 12+  - вот они перед нами, о ком я и говорю.
А уникальность в том, что только в этом поколении, благодаря информационным технологиям,  сформировалась новая информационно-потребительская реальность, где воздействие извне (со стороны родителей, школы, пропаганды) окончательно проиграло воздействию изнутри (поколенческого комьюнити). Подобной ситуации никогда раньше в истории не было.
Во-вторых, само старшее поколение, оказалось под ударом целой кучи вызовов (тот же интернет, смена идеологии, слом стереотипов, культурная революция 2010-х годов) - и потеряло мотивацию и сам набор необходимых ценностей для передачи детям. И уникальность - в том, что такие быстрые изменения в России произошли впервые. Даже изменения общества в 1917 - 1937 годах были более управляемы с введением тотальной грамотности и тотальным контролем над обществом.

Когда я так обобщаю, конечно, надо иметь в виду, что речь о национальных признаках, а не об отдельных группах или персонах.

И, в-третьих, мир стал глобален. Мы легко видим, как и чем он живет, даже не выходя из кухни. Что уж говорить о тех, кто может в него выезжать. И соответственно, перед нами выбор из десятка сторон - куда идти, каким быть? Народ разрывает на части. Тот народ, который целенаправленно отучили от умения делать выбор.
А неумение делать выбор приводит к внутренней эмиграции, замкнутости, агрессии, деградации и фанатизму в разных проявлениях. Что мы уже начали наблюдать. Впрочем, тут Оруэлл лучше меня все описал...

...А ведь всего лишь надо, чтобы каждый ребенок прочитал хотя бы 100 книг.))

Только давайте без всяких благоглупостей про "единый утвержденный" список)) Каждый родитель сам выберет, что считает нужным. Думаю, на 50% списки совпадут. Пока совпадут.

Или не надо?

Profile

4erepahin
Вячеслав Черепахин
Медиагруппа ПРЕМИЯ

Latest Month

April 2018
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by chasethestars